Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
150 rocznica wybuchu Powstania Styczniowego
Stary Kresowiak
stary_kresowiak

150 лет начала восстания 1863-1864 годов

002. Godlo Powstania

      22 января 1863 года в Варшаве Центральный национальный комитет – подпольная организация, готовившая вооруженную борьбу за восстановление независимой Речи Посполитой – вышел из подполья, создал Временное национальное правительство и издал Манифест о начале в Царстве Польском восстания за независимость. Десять дней спустя, 1 февраля, аналогичный манифест был издан в Вильно о восстании на землях бывшего Великого Княжества Литовского. Побежали, покатились, загремели дни, недели, выстрелы, взрывы, атаки, окружения, крики, бегства, в сумме двадцать три месяца до угасших последних вспышек. Сегодня сто пятьдесят лет с того первого дня.
       Трёхчастный герб восстания был принят Национальным правительством: Орёл, Погоня и Святой Архангел Михаил –  символы Польши, Литвы и Украины. В планах было создание Речи Посполитой Трёх Hародов.
       По месяцу своего начала восстание 1863-1864 годов в польской историографии известно, как Январское восстание, Powstanie Styczniowe. Из трёх национально-освободительных восстаний с 1794 года оно самое продолжительное, самое кровавое и самое мрачное – в немалом количестве виселицы закачали петлями. Вырастало очередное поколение, верило, что будет сильнее и умнее отцов и дедов, и снова всё то же самое, всякий раз всё страшнее.
       С падением Январского восстания тысячи и тысячи женщин в собственно Польше, в Белоруссии, в Литве и на Украине, даже не потерявшие близких, на годы надели траур, не носили драгоценностей. В имениях не устраивались балы. Земли от Вислы и Варты до Западной Двины и Днепра покрылись крестами. С Январского восстания в польскую литературу и польский менталитет вошла латинская фраза, виднеющаяся ныне бронзой на граните в том числе на варшавском Повонзковском кладбище на обелиске наиболее трагичному событию всей польской истории – Варшавскому восстанию 1944 года; звучит она Gloria Victis – Слава поверженным.
       Спустя полтора столетия не редким и правомерным является вопрос: почему поляки так чтут свои поражения? Я думаю, что из положительного можно назвать глубокое внутреннее стремление отдать дань памяти погибшим. Чтобы их вполне вероятное в последние секунды "гибнем не зря" хотя бы в том воплощалось, что о них и их безвременно прерванных жизнях помнят те, за чьё будущее они сражались. Память важна тем более, когда она не только в горе, но и в радости. Ведь всё-таки хватило беспокойному народу сил и мудрости, и ныне уже почти сто лет Польша независима. А те повстанцы, те люди, хоть не сумели, не справились, были зачастую прекрасными, достойными самой светлой памяти людьми, и силе их веры и надежды разумно учиться. Особенно это можно сказать о рядовых повстанцах, об их поручиках и капитанах, а также не редко полковниках и генералах. Словами замечательного современного польского поэта Кшиштофа Рознера –

              Za ten skromny dar najszczerszy –
              Przytul, Polsko, nas do piersi,
              Gdy rozkwitnie na mundurze
              Jarzębina krwi.


Буквально –

              За этот скромный дар самый искренний –
              Прижми нас, Польша, к груди,
              Когда вспыхнет на мундире
              Рябина крови.
       
       Спустя полтора столетия память эту более чем полезно уметь использовать, как урок и почву для выводов в пользу будущего. Выводы и их анализ не уместились бы в одной живожурнальной записи. Но силами старого кресовянина делимся по-русски памятью и знаниями о польских восстаниях девятнадцатого века с читателями в первую очередь в России, с которыми помнить и чтить общую историю полезнее всего.
       О восстании 1863-1864 годов, его предпосылках, хронологии и персонажах написаны библиотеки книг, широко доступных для интересующихся. В день годовщины я хочу, чтобы мы увидели лишь несколько отблесков тех событий, зато совершенно особыми глазами. Уникальным художественным преломлением Январского восстания являются картины одного из самых известных представителей польской живописи Артура Гротгера (1837-1867). Это пять циклов, написанных в одном стиле, практически чёрно-белых, с характерным верхним краем полотен в форме арки. Ими художник прежде всего и известен. Называются они "Варшава I", "Варшава II", "Полония", "Литуания", "Война". Мне эти картины по-настоящему очень нравятся. В них нахожу онтологическую и эмоциональную квинтесенцию Январского восстания. Третий и четвёртый циклы, Полонию и Литуанию, которые значат Польша и Литва, я хочу по случаю головщины восстания показать полностью.
       Гротгеровский экскурс – с посвящением моим живожурнальным друзьям http://ictoruljevich08.livejournal.com/ и http://yassena.livejournal.com/, всегда столь интересно и вдохновенно расcказывающим о живописи. Наконец и я могу что-то привнести.
       Самый известный портрет Артура Гротгера – его автопортрет, написанный за несколько месяцев до конца короткой тридцатилетней жизни.


17. Grottger autoportret 1867


       А далее – порыв январской метели в тумане, звон колокола, смерч, закрутились вспять стрелки стенных часов, утреляемляемся обратно в историю на сто пятьдесят лет. 1863 год, 1864-й. Восстание в Польше и старой великой Литве.

+    +    +

П О Л О Н И Я


01. Pol1. Strona tytułowa
I.  Титульная страница
Так эта первая картина называется. Аллегория Польши, сидящей закованной на классических развалинах, которую стараются освободить юноши. На основании левой колонны римскими цифрами год MDCCCLCIII - 1863. Внизу автограф: рисовал Артур Гротгер.




02. Pol2. Pobor w nocy
II.  Ночной арест
Непосредственно началу восстания предшествовала волна арестов.




03. Pol3. Kucie kos
III.  Ковка кос
Самая известная из всех повстанческих картин Артура Гротгера. Символ восстания 1863-1864 годов. Косы перековывали, чтобы они были продолжением древка, и с ними шли в акаку наперевес, а атакующей кавалерии подрезали понизу ноги лошадей. Так возникли уникальные для польских восстаний косынéры прославившиеся ещё в восстании Тадеуша Костюшко.




04. Pol4. Bitwa
IV.  Битва



05. Pol5. Schronisko
V.  Укрытие
Несмотря на укрытие, старый еврей показывает, что с той стороны опасность.



06. Pol6. Obrona dworu
VI.  Защита имения



07. Pol7. Po odejsciu wroga
VII.  Враг побывал



08. Pol8. Zalobne wiesci
VIII.  Горестные известия



09. Pol9. Na pobojowisku
IХ.  На месте сражения


+    +    +


Л И Т У А Н И Я


10. Lit1 Puszcza
I.  Пуща
Действительно: истинно литовская пуща. Прозрачная тень смерти проплывёт иногда в дебрях. У древнего ствола на берегу лесного ручья рысь сидит.



11. Lit2. Znak
II.  Знак
В маленьком окне литовской избушки - еле заметная в свете свечи постучавшая в поздний час рука. Пора.



12. Lit3. Przysiega
III.  Присяга



13. Lit4. Boj

IV.  Бой
В цикле "Литуания" - самая известная картина. Идут в бой братья литвины.



14. Lit5. Duch

V.  Дух
Это самый для меня сильный и потрясающий образ из всех пяти циклов Артура Гротгера о восстании 1863-1864 годов. У меня есть отдельная репродукция этой картины, и она обязательно появится на моей странице в течение двадцати трёх месяцев 150-летия. Тогда расскажу больше. Пока что рекомендую просто внимательно присмотреться ко всем четырём персонажам. Во имя Отца и Сына...



15. Lit6. Widzenie

VI.  Видéние
Последствия восстания на литовско-белорусских землях были во многих смыслах ещё более суровыми, чем в Короне (в Польше). Здесь видим, как на каторгу попала девушка литвинка. В рудинике является ей Матерь Божия с Младенцем.


       Cловами польского поэта, вильнянина Владислава Анчица (1823-1887), – написаны они после того восстания, звучат над Вильно, актуальные, доныне:

              ...Suną cienie żołnierzy,
              Cichych leśnych rycerzy
              I znikają niechybnie w puszcz toni...
              Ostrobramska Dziewico,
              Pobłogosław prawicą,
              Pobłogosław nieszczęsnej Pogoni.


Буквально –

              ...Движутся тени солдат,
              Тихих лесных рыцарей,
              И исчезают неотвратимо в пущи глубинах...
              Остробрамская Дева,
              Благослави десницей,
              Благослави несчастную Погоню.

Погоня – древний геральдический символ Великого Княжества Литовского, белый всадник на красном фоне.

+    +    +

       Рукою великого русского поэта двадцатого столетия –

              Мы связаны, поляки, давно одной судьбою,
              В прощании и прощении, и в смехе, и в слезах.
              Когда трубач над Краковом возносится с трубою,
              Хватаюсь я за саблю с надеждою в глазах.


       А в другом стихотворении:

              Забытый Богом и людьми спит офицер в конфедератке,
              За ним шумят леса чужие, чужая плещется река.
              Пройдут недолгие века – напишут школьники в тетрадках
              Всё то, что нам не позволяет писать дрожащая рука.


       Это Булат Окуджава.
       Столетием ранее величайший русский автор с мировым именем граф Лев Толстой отмечал в письме:

              – Мне так долго внушали ненависть и презрение к полякам, что я им должен ничто иное, как безграничную любовь и нежность.

       Уже цитированный замечательный варшавский поэт Кшиштоф Рознер, наш современник:

              Dajmy spokój sentymentalnym brzózkom,
              pulchnym babom matrioszkom,
cerkiewkom
              i białym niedźwiedziom!
              Znajdźmy inne, prawdziwe serce nowej Rosji.
              Moskwo!.. Błażenny cudzie.
              Udziel nam spowiedzi.


То есть –

              Хватит сентиментальных берёзок,
              толстых баб матрёшек, церковок
              и белых медведей!
              Найдём другое, подлинное сердце новой России.
              Москва!.. Блаженное чудо.
              Прими нашу исповедь.

Его же –

              Пусть понесёт нас парус ночи
              В беседах долгих до рассвета
              По Висле, по Москве реке.

*
     
        Одна из немногих фотографий художника Артура Гротгера, здесь он в период восстания 1863-1864 годов:

16. Grottger foto



00. Pol Lit ze zniczami

Wieczny odpoczynek racz im dać, Panie, niech pokój wiekuisty będzie z nimi.
Cześć Ich Pamięci.

Вечный покой дай им, Господи, пусть мир присно пребудет с ними.
Честь Их Памяти.


И православным крестом
Покой душам усопших рабов Твоих.
Вечная память.


Очень Вам благодарна за интересующую меня тему.Но особенно за Артура Гротгера.
«Любятся, как Артур и Ванда» - до сих пор говорят во Львове,где на Лычаковском кладбище покоится его прах.Ведь именно во Львов перевезла его Ванда.Сколько раз я приносила цветы к его надгробию...
Давно вынашиваю идею написать о их неземной любви,но для этого нужно поехать во Львов.Там же, в картинной галерее видела его картины."Ноктюрн" - как раз по теме Вашего замечательного поста.
Спасибо большое,Юлиан Генрихович.

ВЕЛИЧЕЗНЕ СПАСИБI – ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО – PRZEOGROMNE DZIĘKI


Артур Гротгер. Ноктюрн.

В интернете хорошего цветного изображения нет. Сколько-то приемлемое –



Наиболее впечатляющий для меня памятник великому художнику стоит в Кракове на Плантском бульварe. Автор –Вацлав Шимановский, его самая известная работа – памятник Фридерику Шопену в Варшаве в Королевской парке Лазенки.



Сила экспрессии памятника – нижний барельеф. Автор реинтерпретирует повстанческие картины Артура Гротгера, подчёркивая их трагизм:



А далее –

,,,
Артур и Ванда. Фотография Артура Гротгера и написанный им портрет Ванды Моннэ.

Во Львове я был всего лишь дважды, давно На Лычаковском кладбище – единожды, и время поджимало. Кого я тогда навестил, это Артур Гротгер и Мария Конопницкая, самая известная польская поэтесса второй половины XIX и начала ХХ века, автор немалого числа стихотворений и о Январском восстании. Тогда, в 1990 году, надгробие Артура Гротгера выглядело примерно так:



Сегодня –



Автор памятника – близкий друг Артура Гротгера, итальянец по отцу и поляк по матери, Парис Филиппи, за свою работу не взявший с Ванды ничего. Лицо девушки – портрет Ванды.

Во львовском костёле Доминиканцев видим лицо Ванды на мемориальном памятнике Артуру Гротгеру. Онзаказан её уже немолодой дочерью, поэтессой Марылей Вольской:



[ не помещается, окончание в следующем комментарии-ответе ]

спасибо Вам за этот пост...

И Вам спасибо за доброе слово. Заходите-отзывайтесь – как и всякий, я рад каждому гостю.

Интересно увидеть взгляд с той, для русского человека несомненно вражеской стороны, увидеть то, что на той стороне считалось верным, романтичным и жертвенным.
Кто был прав? Для меня понятно что наши, для поляка всегда будут правы его предки. И как это примирить?
Можно оценить, что подавления этих восстаний были ответом на подавление панами восстаний малороссов и белороссов веками, когда накал жестокости и ненависти был куда выше.
А история иногда преподносит занимательные моменты - Вильно теперь и не польский город, и не русский, а вдруг столица очередного вынырнувшего из неизвестности "независимого государства".

,,,,,,,Искренне приветствую! Я по-настоящему рад Вашему отзыву – тому, что на годовщине восстания присутствует русский казачий офицер.
,,,,,,,Естественно, что каждый был прав по-своему. При этом примирение исключительно и предельно важно, и здесь я очень хочу надеяться, что каплю-крупицу в осуществление этой задачи вносит мой журнал. Летом 2010 года я участвовал в Третьем (по счёту) русско-польском межпарламентском форуме. Чувства были в его ходе, а тем более были вынесены действительно положительные. Запомнились слова из выступления на заключительном пленарном заседании заместителя председателя Совета Федерации России Александра Порфирьевича Трошина: “Мы чётко увидели, что того, что нас объединяет, значительно больше того, что нас разделяет”. Он сидел в президиуме, говорил не по бумаге, в этом месте обвёл зал глазами, усмехнулся и добавил: “А по большому счёту, если вдуматься, нас ничего не разделяет”. Русско-польский зал зааплодировал.
,,,,,,,Примирение важно, а ещё важнее движение вперёд с максимальной взаимной пользой его участников. Я считаю, и эту идею, елико возможно, провожу, что историческая память, не умалчивающая ничего, а наоборот, относящаяся с максимальным вниманием и уважением к чувствам каждой стороны и обеими сторонами поддерживаемая и развиваемая, играет здесь очень важную роль.
,,,,,,,В 1911 году, спустя 48 лет после окончания восстания 1863-1864 годов, генерал Амосов, генерал русской армии и герой написанного в том году рассказа Алекандра Ивановича Куприна “Гранатовый браслет”, беседуя под вечер среди гостей на летней крымской веранде, произносит, что да, как молодой офицер он не испытывал никакой ненависти к участникам того польского мятежа и в какой-то момент, видя, что отряд повстанцев выдыхается, велел своей роте прекратить стрельбу. “И вы не боялись? Вас же могли под трибунал отдать!” – реагируют слушатели. “Знаете, я, нося погоны, старался особенно не бояться вообще ничего. А те свою родину защищали”. Из первой рукописи рассказа Александру Ивановичу, на тот момент бывшуму юнкеру и будущему, в годы Великой войны, офицеру русской армии, этот короткий диалог рекомендовали убрать, и в общеизестной версии генерал Амосов лишь говорит, что отказался стрелять в пленных польских мятежников. Но при постановке экранизации её авторы обратились к первому оригиналу, и диалог восстановлен.


Поручик Александр Иванович Куприн с супругой Марией Карловной Куприной, урожденной Давыдовой, сестрою милосердия, в годы Великой войны.

,,,,,,,В ноябре 2010 года, в связи со 180-й годовщиной польского восстания 1830-1831 годов, я рассказывал о его участнике, ротмистре польских улан Александре Альбиновском, внук которого, Сергей Георгиевич Альбиновский , был капитаном второго ранга Императорского флота на Балтийском флоте в годы Великой войны и затем на Черноморском флоте, ушедши с ним Бизерту. Вы тогда соглашались, что немало было потомков польских повстанцев, ставших русскими воинами и патриотами России. Уже будучи в 1919 году на Чёрном море, Сергей Георгиевич познакомился с лейтенантом Коссаковским, тоже русским морским офицером, не помню сейчас его имени, но помню по дневникам первого, что последний был сыном ссыльного повстанца 1863-1864 годов.

[ не помещается, окончание в следующем комментарии-ответе ]

Себежские дворяне - участники Польского восстания 1863-64

edv_y

2013-01-22 09:30 am (UTC)

Здравствуйте пан Юлиан! Рад Вас снова читать) Вот, если интересно, списки себежской шляхты принявшей участие в восстании и подвергшийся конфискации имений. Надо же как притягательна была польская идея, что откликнулся даже Себеж, который уже без малого 100 лет был под властью России. Мои Попировские, вроде, не участвовали, судя по всему, но кто-то из родственников участвовал. Жаль вот не помню уже кто.

Александрович Михаил - дворянин Себежского уезда
Арцимович - дворянин Себежского уезда
Бедржицкий Владислав - дворянин Себежского уезда, мать его в том же уезде владеет имением Загады
Бедржицкий Игнатий - дворянин Себежского уезда, мать его в том же уезде владеет имением Загады
Бедржицкий Леопольд - дворянин Себежского уезда, владеет имением Рысинково
Бедржицкий Людвиг - дворянин Себежского уезда, мать его владеет имением в 7 верстах от Себежа
Бедржицкий Станислав - дворянин Себежского уезда, мать его в том же уезде владеет имением Загады
Виельгорский Михаил - граф, в Себежском уезде состоят у его родителей нераздельные имения с.Дедино и фольварки - Осынь, Юстинианово и Заситино.
Виельгорский Мечислав - граф, в Себежском уезде состоят у его родителей нераздельные имения с.Дедино и фольварки - Осынь, Юстинианово и Заситино.
Войцеховский Михаил - дворянин Себежского уезда
Голынский Альброн - дворянин Себежского уезда, отец его владеет в этом уезде имением Дмитрово
Жебровский Константин - дворянин Себежского уезда, отец его владеет имением Боргучино Городецкого уезда
Зябыцкий Иосиф - дворянин Себежского уезда
Корсак Феликс - дворянин Себежского уезда, владеет ответным (спорным) имением
Леонович Михаил - дворянин Себежского уезда, в этом же уезде в деревне Армоновка имеет 5 десятин земли
Маковецкий Бронислав - дворянин Себежского уезда , его отец владеет имением Заломилье
Медунецкий Казимир - дворянин Себежского уезда , отцу его принадлежит имение Дубровки в Себежском уезде и д. Зябка в Дриссненском, мать его владеет имением Томсино, Борки, Орловичи и Тульской губернии Ефремовского уезда Вытемна
Мокич Франц - дворянин Себежского уезда, отец его владеет в этом же уезде имением Яскино
Ольшевский Александр - дворянин Себежского уезда, в этом же уезде владеет имением Орехово
Ракицкий Константин - дворянин Себежского уезда
Фон-Галлер Михаил - дворянин Себежского уезда, в этом же уезде его нераздельное имение с братьями

Re: Себежские дворяне - участники Польского восстания 186

stary_kresowiak

2013-01-26 05:30 pm (UTC)

,,,,,,,Спасибо! Очень интересно. Никогда не был в тех краях, ни даже во Пскове, а уж давным-давно пора.

,,,,,,,

,,,,,,,Только сейчас обратил внимание, что в гербе Себежа – самая настоящая старолитовская Погоня, даже двойной крест на щите рыцаря двойной, тот самый. И конский хвост куда нужно. :)

Ku chwale! – Во славу!



Рады стараться.
Неизменное спасибо за Ваше внимание и за перепост тоже.

Как давно Вас не было! Думал, не случилось ли что. Пост интересный, художник тоже. Вы хорошо пишете об отношении поляков к своим восстаниям. Но, со всем к Вам уважением, не будете отрицать, что помимо человеческой памяти это почитание - дань и заводной механизм антирусскости (понятно, не у всех, но у многих).

1. Действительно, перерыв был полуторагодичный. Причина уже излагалась.

2. Спасибо за высокую оценку, искренне ценю. Механизм, о котором Вы упоминаете, несомненно имеет место. При этом, что очень важно – а утверждаю это на основании собственных пристальных наблюдений, я к этому предельно чуток – антирусский заводящийся механизм медленно, но верно за последние два десятилетия сужается.

3. Не менее важно – C НАСТУПАЮЩИМ ДНЁМ РОЖДЕНИЯ и самые наилучшие пожелания! Вы тоже пишите, не пропадайте, а то в Вашем журнале, как я гляжу, уж два года будет, как Вас нету.

Jeszcze Litwa nie zginęła!

Дзякую Спасибо. Dziękue. :-)

Калi ласка! Пожалуйста! Bardzo proszę! :)
Зазірайце яшчэ. :)

...Спустя полтора столетия память эту более чем полезно уметь использовать, как урок и почву для выводов в пользу будущего...

Благодарю Вас! Рада, что забрела на остров кресовянина)

,,,,,,,
Хотя это очень далеко от темы текста и от Великого Княжества Литовского, но вполне досягаемо и вне всякого сомнения есть.



http://www.youtube.com/watch?v=Ji1DBV8zJkA

Так что приходите! Ведь путешественники с белорусско-литовских земель добирались даже на реальный остров Монте Кристо, не менее интересный, чем описанный в романе, с красочными бабочками тоже, благо ныне это строгий природный заповедник, средиземноморкий и благодатный. :)
,,,,,,,

Большущее спасибо, дорогой Юлиан Генрихович, за этот подарок: хотя политическая составляющая картин Гротгера неоднозначна, замысел и воплощение - необыкновенно выразительные. Характер исполнения можно назвать даже монументалистским: так ярко и глубоко по воздействию, что можно хоть сейчас возводить памятники "по мотивам картин".
С признательностью,
Ваш В.



,,,,,,,
Благодарю!

Пять циклов стали создаваться ещё во время восстания, а затем сразу после его прекращения, поэтому настроения были соответствующие. При этом – ещё до конца восстания! – создана монументальная прежде всего по посылу следующая картина. Повстанец в красной форме отрядов генерала Лангевича (отлетела конфедератка с головы) и русский солдат породнены на январском снегу смертью. Называется картина ПРИМИРЕНИЕ.



Спасибо за очень красивый зимний девичий портрет.


Артур Гротгер. Портрет девочки.
,,,,,,,

Спасибо! Интересно и познавательно. Картины впечатлили...

Спасибо и Вам! Вы тоже пишите, пожалуйста.

Спасибо Вам, очень интересно. Потрясло "Примирение". Это и история моей семьи. Мой прапрадед молодым человеком был выслан на Урал из Варшавы после восстания 1863 г. Там женился - и вот многочисленное потомство в России. Последние 3 поколения - москвичи. Но мысли о Польше и о восстании - "когда трубач над Краковом" лучше Окуджавы не скажешь. это любимое у него.
В Польше побывала в 90-х по работе. Поразило отношение поляков, когда я вскользь упомянула о предках. Они всех помнят... И я им благодарна, хотя польской крови во мне, совсем мало и я ощущаю себя русской.

Edited at 2013-02-08 05:12 pm (UTC)

Спасибо за рассказ. Среди ссыльных повстанцев 1863-1864 годов был, в частности, родственник (на три или четыре поколения старше) супруги Булата Шалвовича Окуджавы, Ольги Владимировны Арцимович, Ян Арцимович (кажется, Ян). Был одним из участников восстания ссыльных повстанцев на строительстве Кругобайкальской дороги. Я немножко искал по её просьбе его следы с польской стороны. Если будет время, желание, вдохновение – опишите то, о чем упоминаете вскольз. И – искреннее и сердечное спасибо за доброе слово о Польше и поляках. Dzięki szczere i serdeczne!

Edited at 2013-02-16 08:23 am (UTC)

Спасибо вам за этот пост!
Сижу и плачу.

Спасибо. Dziękuję.

Ниже - обязательно для первого раза с 11:23, обязательно. И желательно - сверните вниз и только слушайте - про давно одной судьбою, в прощании и прощении, и в смехе, и с слезах. Bидеоряд хотя интересный, но не оптимальный.



И давайте дружить, тем более, что, как я понимаю, нас с Вами Галина Владимировна познакомила.

*

Знаете ли Вы, что один из самых известных рассказов Генриха Сенкевича, первого нобелевского лауреата в польской литературе, называется "Фонарщик на маяке"?

Edited at 2013-02-18 08:43 pm (UTC)

цикл картин о польском восстании

Anna Ilinichna Shmaina-Velikanova

2013-04-01 08:17 pm (UTC)

Глубокоуважаемый Юлиан Генрихович!
Простите, что пишу не будучи с Вами знакома. Необыкновенно интересный Ваш текст и цикл Артура Гротгера я обнаружила у Вилии Базарайте.
Большое Вам спасибо!
Искренне Ваша Анна Ильинична Шмаина-Великанова

АЛЕКСАНДР СУВОРОВ.
Суворов в этот день превосходил
Тимура и,пожалуй,Чингисхана...
Джордж Байрон

На безоружных шёл походом.
Солдаты восхищались им. -
В расправах со своим народом
Он тоже был непобедим.

Учил: "Штыком смутьянов бей ты!
Стреляй по ворогу в упор!.."
Его карательные рейды
Поляки помнят до сих пор.

Стоял стратег с довольной миной:
Кто в плен не сдался,тот казнён.
О,сколько кровушки невинной
На полководце всех времён!

Побольше смертных приговоров!..
Плевать хотел на вдовий плач
Генералиссимус Суворов,
Великий тактик и палач.

Александр БЫВШЕВ

You are viewing stary_kresowiak